Вержицкий Григорий Анатольевич. Биография

Вержицкий Григорий Анатольевич родился 21 сентября 1958 года в г. Ленинске-Кузнецком в большой семье потомственных шахтёров. По стопам отца, Анатолия Григорьевича, сразу после школы пошёл работать на шахту «Кузнецкая» слесарем, затем подземным рабочим. Подземный стаж имеет и мама, Клавдия Филипповна.

Но стремление к знаниям и желание делиться ими победило семейные традиции. Свою судьбу он связал с образованием.

В 1979 г. поступил на естественно-географический факультет Новокузнецкого государственного педагогического института, после окончания которого, был назначен директором Краснинской школы. По его инициативе за короткий срок был построен стадион, игровые площадки, проведена реконструкция зданий для трудового обучения. Уже тогда определился главный принцип работы энергичного, инициативного руководителя: «Работай по совести, оставь добрый след на Земле».

Организаторский талант и особое внимание к проблемам детей, молодёжи определили его дальнейший жизненный путь. Очередным этапом трудовой биографии стало назначение на должность заведующего отделом образования Ленинск-Кузнецкого района, затем - директора школы №26 г. Новокузнецка, где обучались особые дети, проходившие длительное лечение в больнице и санатории, а также воспитанники детского дома. Главным ориентиром в работе стало обеспечение достойного будущего всех учеников школы. Поэтому своим приоритетом он выбрал сотрудничество с вузами области, благодаря которому две трети выпускников получили высшее образование.

Вержицкий стоял у истоков создания муниципального института повышения квалификации работников образования. Начинал в кризисные 90-е годы. Однако даже в то, непростое время, вектор развития института был нацелен на духовно-нравственное воспитание личности. За 10 лет под его руководством появилось 12 кафедр, 5 научных центров, 3 исследовательских лаборатории, укреплялись международные связи. Сегодня - это уникальное учреждение дополнительного образования. Таких всего три в стране: в Москве, Санкт-Петербурге и у нас в Новокузнецке.

При этом он активно занимался наукой: защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал более 60 научных работ, дважды выигрывал международные гранты, стажировался в ведущих зарубежных университетах.

В 2001 году Григорий Анатольевич был назначен заместителем директора Новокузнецкого филиала КемГУ. По его инициативе был открыт гуманитарный факультет, четыре новые специальности, востребованные в Кузбассе, внедрены программы по развитию одарённой молодёжи и трудоустройству выпускников.

Педагогический талант и опыт работы управленца позволили ему в 2007 году возглавить Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка.

Вержицкий Г.А. настоящий государственник, профессионал, ответственный, неравнодушный человек. Не случайно его жизненным кредо стали крылатые слова: «Должен – значит могу».

За свои трудовые заслуги был неоднократно награждён государственными, областными наградами и наградами Русской Православной Церкви, в том числе, Орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени за особый вклад в возрождение духовной жизни в России.

С апреля 2010 года он возглавляет Департамент образования и науки Кемеровской области. Как и в начале своего трудового пути, будущее Кузбасса, России он видит в том, как наши дети живут и воспитываются сегодня. По большому счёту, ради их счастливой и радостной Жизни он и работает сейчас в команде Губернатора области А.Г. Тулеева.

Григорий Анатольевич женат, воспитывает сыновней – Кирилла и Даниила, оба закончили школу с золотой медалью. Сейчас Кирилл – студент, Даниил – аспирант, пишет диссертацию. Вержицкий Г.А. считает, что его главное достижение – это дети и крепкая, счастливая Семья.

Учитель… Как много в этом слове

В прошлом году в Кузбассе был проведен соцопрос с целью выяснить, как население области воспринимает профессию учителя. Оказалось, что более 70% самих учителей и родителей школьников не высоко оценивают статус этой профессии. Столько же опрошенных не рекомендовали бы своим детям стать в будущем учителем. Самое любопытное, что эти же люди главную задачу в воспитании молодого поколения возлагают на педагогов.

О том, как вернуть престиж профессии учителя и что делается для этого в области – корреспондент «Кузбасса» беседует с начальником департамента образования и науки Кемеровской области Григорием Вержицким.

Корр. – Григорий Анатольевич, чем Вы можете объяснить такое неоднозначное отношение общества к роли учителя?

- В современном обществе человек загружен работой. Родители своим детям уделяют все меньше и меньше внимания. Конечно, их можно понять, они стремятся заработать деньги для своей семьи. Но для ребенка важно, какой опыт и нравственные ориентиры ему передадут. А поскольку вместе с родителями их закладывают в ребенка и педагоги, общество возлагает большие надежды именно на учителя. Вместе с тем, до последнего времени наша профессия оставалась невысокооплачиваемой, а значит и не престижной. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, и я уверен, что постепенно изменится и отношение общества к учителю.

Корр. 2010 год в России был объявлен Годом Учителя. Какие задачи должен был решить этот проект?

- Проект масштабный. И по задачам, которые поставили Президент России Д. Медведев и Губернатор области А. Тулеев, и по мероприятиям, которые мы реализовывали в рамках Года Учителя. Главные вопросы, которые предстояло решить, – продолжить создание условий для эффективной деятельности работников образовательных учреждений, сохранить и увеличить социальные льготы для них, повысить статус педагога в обществе.

Корр. Какие инициативы в рамках Года Учителя были реализованы в Кузбассе?

- По инициативе Губернатора А. Тулеева в рамках Года учителя 400 педагогов получили долгосрочные беспроцентные займы на приобретение жилья - без первоначального взноса сроком на 20 лет; 100 лучших молодых учителей отдохнули в ОАЭ, тысяча педагогов получили путевки в санатории-профилактории «Борисовский» и «Белокуриха»; 18 победителей федерального конкурса награждены премиями по 200 тыс. рублей, 100 лауреатов областного конкурса - премиями по 50 тыс. рублей. Наконец, 9 педагогов получили высочайшие областные награды, трое стали Героями Кузбасса, шестеро получили звание Почетных граждан Кемеровской области. Всего областные награды получили более 2 тыс. педагогических работников.

Для лучших образовательных учреждений мы учредили 97 грантов - на их ресурсное оснащение. По решению Губернатора был создан специальный Фонд стимулирования качества образования в размере 50 млн. рублей. После жесткого отбора был составлен список из 10 самых лучших образовательных учреждений Кузбасса. Сумма вознаграждения определялась на основе рейтинга. Победитель – им стал лицей г. Кемерова - получил 15,9 млн. рублей. Даже самый маленький грант был внушительным – 2,3 млн. рублей.

Плюс к этому было реализовано несколько десятков социально направленных проектов. Лучшие из них мы представили на выставке в рамках съезда педагогов Сибири, прошедшем в конце прошлого года в Томске. Мы получили высшую награду медаль и диплом в номинации «Лучшая экспозиция».

Наш интернет-проект «Скажи спасибо своему учителю», в рамках которого выпускникам школ была предоставлена возможность сказать слова благодарности своим учителям, стал победителем в номинации «Учительский интернет-проект года» престижной национальной премии России «Рунет-2010».

Также в прошлом году наши педагоги приняли участие в муниципальных, областных и федеральных конкурсах профмастерства. Количество участников только областных конкурсов по сравнению с 2009 годом выросло на 33% - до 4 600 человек. Мы поощрили полторы тысячи победителей и лауреатов.

Корр. Какие направления развития современного образования Вы бы назвали ключевыми?

- Президент России в своем послании Федеральному собранию основной акцент сделал на вопросы образования и детства. Отмечу, что многое из того, что говорил Президент, у нас уже делается. Например, мы уже в течение 5 лет возвращаем бывшие помещения и здания под детские сады. Кузбасс сегодня занимает первое место в Сибири и один из лидеров в стране по охвату детей всеми формами дошкольного образования. В 2010 году в Кузбассе построено и реконструировано 20 детсадов, почти на 2,4 тыс. мест. Дополнительно открыли 56 дошкольных групп при действующих детсадах на 1057 мест.

Кузбасс стал первым регионом, в котором по инициативе Губернатора открыты семейные детские сады. Сейчас их насчитывается 1384, в них воспитывается почти 3 тыс. детей. Благодаря этим мероприятиям, нам удалось создать около 500 новых рабочих мест. Кроме того, одинокие родители или опекуны, студенческие семьи, в которых растут дети, и семьи с доходом ниже прожиточного минимума, в которых растут двойняшки, претендующие на место в дошкольном учреждении, получают ежемесячную поддержку в размере 2 тыс. рублей.

В 2010 году была продолжена работа по внедрению современной системы организации школьного питания. Сегодня 38 школ Кемерова участвуют в федеральном проекте «Школьное питание», осталось еще 33. В прошлом году в этот проект включились школы Междуреченска и Анжеро-Судженска. На реализацию данного проекта из консолидированного бюджета было выделено 126 млн. рублей. Проект «Школьное питание» мы продолжим и в этом году, уже получили из федерального бюджета дополнительные средства - 90 млн. рублей. На эти деньги оснастим столовые в оставшихся школах Кемерова, а также подключим Новокузнецк.

Очень важное значение для улучшения и сохранения здоровья детей имеют занятия физкультурой. С этой целью в школах введен 3-й час физкультуры, а в сентябре прошлого года Губернатор области предложил первыми в России внедрить спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества». Он предполагает сдачу определенных нормативов для разных категорий детей. Мы выпустили специальные значки. В прошлом году в сдаче нормативов ГТЗО приняли участие более 62 тыс. школьников 8-11 классов. Почти 2,5 тыс. детей показали отличные результаты. В январе в Кемерове состоится первый Губернаторский прием для лучших участников комплекса ГТЗО и педагогов-тренеров. Будем чествовать и глав территорий, где поддерживается и развивается этот комплекс. При создании необходимых условий для занятий спортом, я убежден, спортивные показатели наших детей будут улучшаться.

Также в Год Учителя мы добились высоких результатов в сдаче ЕГЭ: в два раза выросло число стобальников, по трем предметам физике, информатике и английскому языку средний балл в области выше, чем в России. Успешно прошла летняя оздоровительная кампания: всеми формами отдыха было охвачено 240 тыс. детей, на эти цели была израсходована беспрецедентная для Кузбасса сумма 1,5 млрд. рублей.

Корр. Год Учителя позади. Означает ли это, что подведена завершающая черта под теми проектами, о которых вы говорили?

- Нет, конечно! 2010 год дал толчок для дальнейшего развития системы образования в Кузбассе, ее перехода на более современный уровень. В 2010 году у нас стартовало много новых проектов, направленных на улучшение условий труда учителей и повышения качества образования, они продолжатся и в последующие годы.

Убежден, что и 2011 год принесет новые идеи и достижения системы образования Кузбасса.

Беседовала Л. Береснева

Хостинг от uCoz